Хаберлея (Haberlea) — описание, выращивание, фото

Хаберлея (Haberlea) — описание, выращивание, фото

Рамонды и хаберлея

В предверии посевного сезона есть несколько вопросов. Руки чешутся хочется с этой парочкой заморочится, помню высказывания Лёли что очь долго и медленно развиваются сеянцы. Нашла тему от 2004 года где народ обсуждал сеянцы. Хочется знать итог всех танцев с бубнами. Как зимовали первый год? Что живо и здраствует до сих пор? Михаил, Лёля ау ))) Или плюнуть на все это, и купить в европах готовое растение?

Lemming
Москва
06.11.2007
03:39:32

Lemming, я начал эксперимент по укоренению листочков, как советовала Лёля. Весною получил 3 штуки из них 2 дали маленькие “ростки”, а один сгнил, посмотрим, что будет дальше.

Lobscur
Москва-Тверь
06.11.2007
15:44:50

Про укоренение листовых черенков прочитала, вопрос где их достать ))))

Lemming
Москва
06.11.2007
15:48:20

Сеяла рамонду одновременно с Лелей, всходов было много, потом начали выпадать в результате одно растение. Зимовала 2 зимы дома, одну в грунте. К первой зимовке размер 5 копеечной монеты, ко второй около рубля, сейчас 8-10см, несколько розеток, очень надеюсь что нормально перезимует и зацветет. В этом году опять сеять хочу, сербскую и альба-розеа миконскую.

Natalia
Н.Новгород
06.11.2007
17:29:55

Сеяла два раза, до взрослого растения довести не удалось. Всходят лесом, а потом уходят. Больше заморачиваться не буду. Если есть возможность, лучше купить готовое. ИМХО.

marasha
Суздаль
06.11.2007
17:53:59

Я, я! У меня! :))) Одно растение вырастить удалось и оно даже уже зимовало. На травертине. Сейчас см 3 в диаметре. Два года до этого дома на травертине. Общий вывод: дануегонафик. Если учесть, что живьем они быстро разрастаются и элементарно делятся. И никаких листовых черенков не надо, дочерних розеток полно.

Лёля
Москва
06.11.2007
18:27:46

А вот и мои пять копеек – посев р. Наталии прошлой зимой, сейчас сеянцы сидят на травертине по Лёлиной технологии с подсветкой, разрослись до 3 см диаметром(отдельные особи), основной состав около 2 см, много воздушных корешков. Подсвечивать придется на всю зиму.

nmz
Электросталь
06.11.2007
18:39:25

У меня Ramonda myconi разрастается очень медленно. Покупала готовое растение, у нас. Каким было 2-3 года назад, таким и осталось, только цветёт год от года обильнее. <68525> Отлично, совсем без каких-либо повреждений пережило бесснежную зиму с сильными морозами. Семена вяжет в большом количестве, я их собрала и посеяла на природе, на скальном обнажении, с северной стороны скалы, т. е. в таких условиях, где оно возможно и зацепится, если семена прорастут.

Есть ещё две – Ramonda nathaliae и Ramonda nathaliae ‘Alba’. Получены маленькими растениями, диаметром около 2 см, за год подросли до 5-6 см, не больше, зимовали хорошо без всяких укрытий. Поскольку растут очень медленно, лучше поискать готовое растение.

sveta
Tallinn
06.11.2007
19:42:59

Те, что я поделила в мае до одной розетки, зимовать сейчас уходят с двумя-тремя почти все.

Лёля
Москва
06.11.2007
19:52:33

Да, наверно, мне тоже пора её поделить на отдельные розетки.

sveta
Tallinn
06.11.2007
20:01:47

Свет, кстати, ей надо много влаги, несмотря на то, что расти ей положено в каменистых местах. Вот тогда она разрастается хорошо. Это же и к габерлее относится.

Лёля
Москва
06.11.2007
21:21:45

Да, я тоже заметила, что она очень отзывчива на полив, но и недостаток влаги вполне стойко переносит, скукоживается вся в комочек, а польёшь – она сразу оживает, расправляя свои листья.

sveta
Tallinn
06.11.2007
21:51:44

Плюнь на все, купи готовые растения и полюбуйся. А параллельно можешь и с посевными повозиться, глядишь к пенсии и зацветут.

Проблема выращивания сеянцев в том, что перельешь – замокнут, недольешь – завянут. В условиях сада, в который приезжаешь, сеянцы то ли прикрывать от дождей , то ли открывать для дождей.
Мое наилучшее достижение – двулетние сеянецы с 1 см в диаметре были высажены на склон на горке. Когда их смыло: осенними дождями или весенним паводком – я уследить не смог.

Михаил
Москва – Подмосковье
06.11.2007
22:10:19

Лёля, мы уже договорились:)))

marasha
Суздаль
06.11.2007
22:37:30

И мои пол копейки. Купленные однорозеточные хаберлея и рамонда растут у меня два и один сезон соответственно. Прирост есть, но очень небольшой. Растут лицами на север. Любят попить. Пока не цвели. С семенами не заморачивался, да и тебе Lemming не советую:)(скромно).

Искатель
Москва
06.11.2007
22:53:49

Растёт первый год. Та же, что у Светы – из Польских поставок. Ещё не зимовала.
Саш, никого не слушай, сей. Порой важен процесс, а не результат. А результат купишь готовым растением:)

Andrei
S.Peterburg
07.11.2007
03:59:39

Ну да, потом можно бужет гордиться, что сеяла рамонды. :)) А уж если что-то вырастет до взрослого состояния, то ваще. :))

Лёля
Москва
07.11.2007
08:45:15

У меня от посевов рамонды осталась не гордость, а комплекс неполноценности. Ну, не удаётся мне её удержать. Терпения не хватает. А есть ведь отдельые товарищи, которые вырастили. Честь им и хвала.

marasha
Суздаль
07.11.2007
09:39:07

Я девушка не терпеливая, и как говорит супруг должна учиться данному качеству, вот и думала может на них поучиться )))) С этого года есть туфовая горка. С водичкой на ней все должно быть ок, т. к. основание в болоте, думаю по камушкам вода будет поступать и вверх. Раз все сеяли рамонды, возьмусь за хаберлею, поэксперементирую на ней )))))))))) Результат на 99% процентов будет плачевный, но чем черт не шутит ;)

Lemming
Москва
07.11.2007
09:54:47

Я сеяла рамонду. Взошли лесом, потом начали выпадать.
В результате после первой зимовки в плошке сохранились четыре штуки. Были высажены на горку, где и перезимовали вторую зиму. В этом году три штуки то ли дождями смыло, то ли сороки утащили, но осталась одна розетка 2см в диаметре. Пока жива, а дальше посмотрим.

Galina
Мытищи
07.11.2007
11:08:46

Не сеяла, но “воспитывала” едва различимый невооруженным глазом выводок. К августу подросли, но не выдержали моего 10-дневного отсутствия при несоблюдении инструкции по уходу родными – вымокли. Уж лучше б высохли – удивительно как они восстанавливаются.

НивЕ
Москва
07.11.2007
18:37:13

Синюю достать не проблема. Белую – трудно но можно. А где вы розовую возьмёте? ИМХО – сеять надо прмо на травертин и в ОГ. Что останется – то останется.

Лена
Москва
07.11.2007
18:53:23

Я сеяла в прошлом году на прохладном балконе с подсветкой, начиная где-то с января. Результат похожий на всех остальных – из кучи всходов выжило штуки 3 (плошка заросла мхом), максимальный размер был около 0.8 см, высадила на горку (летом девать было просто больше некуда) так и не поняла, живы они или куда-то делись. (скорее второе:(()

Лена К.
Москва
07.11.2007
20:27:40

У нас рамонды чаще выращивают на отвесных вертикальных известняковых стенках с северной или западной стороны. В таких условиях розетка прочно зажата между камнями, буквально вдавлена в щель между ними, распластана, защищена от излишней не желательной влаги. <68663>

sveta
Tallinn
07.11.2007
21:14:05

В Ч. мы видали рамонды как в таких условиях, там и, например, на пологом теневом влажном травертиновом альпинарии. В последнем случае рамондам было явно лучше всего: было полно разномастного разноцветного самосева. Жаль, фоты не вышли из-за погоды.

Хаберлея

Хаберлея – Наberlea
Сем. Геснериевые

Хаберлеи — редкие в садоводстве растения. Из двух видов, встречающихся на Балканах, в культуре чаще выращивают один.

Н. rhodopensis (X. родопская) — очаровательное расте­ние с небольшими удлиненными листьями, образующими при­корневую розетку около 15 см в диаметре. Листья зимующие, живут около двух лет. Имеет способность к перенесению за­сухи, почти полностью высы­хая, а затем возрождаясь при увлажнении. Корневая система мочковатая, слабая. Цветет в конце весны — в начале лета. Цветки сиренево-голубые, уд­линенные, до 10 на невысоких голых цветоносах.

Семена чрезвычайно мел­ки и выращивание рассады возможно только в условиях защищенного грунта. Наилуч­ший результат дает высев на рыхлый субстрат, перемешан­ный с крошкой известковых камней. Возможно вегетатив­ное размножение отделением розеток и черенкованием ли­стьев.

Опыт показывает, что почва должна быть кислой, но и на щелочной она растет неплохо. Главное, чтобы была тень и воздух у корней.

Желательна защита от холодных осенних дождей. Лучшее место посадки — слегка притененная щель между кам­нями или плитами стенки сухой кладки или наклонная, хоро­шо дренированная лунка «каменистой горки». Морозостойка, но прикрытие хвойным лапником не помешает. Хаберлеи— истинные «изюминки» каменистого сада, гор­дость коллекционера.

© Сады Северо-Запада.
Это экологический проект.
Помогите ему стать доступным каждому.
При цитировании помещайте активную ссылку
http://sadsevzap.ru или http://сады-севзап.рф

Растения, не образующие почвопокровных куртин. Агротехника

Юрий Марковский
ландшафтный дизайнер и садовод с 33-летним стажем работы в Ботаническом саду РАН, автор книг, статей и лекций по садоводству, Санкт-Петербург

Растения, условно включенные в эту группу, совершенно не схожи и объединены лишь одним признаком: они не разрастаются во все стороны. Основное внешнее сходство видов этой группы — красивая листва, компактность роста, а иногда и красивое цветение.

Для успешного выращивания подобных растений необходимо соблюдать не только конкретные для каждого вида, но и общие для всех травянистых многолетников правила агротехники:

  • Пересадка большинства из них возможна только рано весной, до начала активного роста, или во второй половине лета, после его окончания.
  • При весенней пересадке необходима обрезка плохих и слишком длинных корней, а при осенней — и части побегов. Старые экземпляры необходимо поделить.
  • На одном месте без пересадки растения следует держать до тех пор, пока у них не станет заметной ущербность роста или цветения. Эти признаки могут быть следствием плохого ухода, старения или болезни.
  • Большинство растений предпочитает легкие, богатые гумусом суглинки с кислотностью в пределах рН 5,5 — 6,5.
  • Семенное размножение сугубо индивидуально, но для многих из них рекомендуется стратификация — прием, обеспечивающий подготовку семян к прорастанию. Наиболее простой способ стратификации травянистых многолетников — посев семян с последующим содержанием посевов при ровной влажности и температуре в течение одного — трех месяцев. Для холодной стратификации пред- почтителен диапазон температур от +1 до +5°С, а для теплой — около +20°С. После стратификации семена прорастают чаще всего на свету при температуре + 18 — 25°С.
  • Для лучшего развития рассады большинству из них требуется пикировка — рассаживание молодых сеянцев в стадии семядольных листьев или первого листа. Скальные растения, чаще всего имеющие стержневой корень и не любящие пересадку, желательно распикировывать в горшки и высаживать на постоянное место с комом земли.
  • Многолетники, имеющие «кустовой» тип роста, легко размножаются прикорневыми черенками — побегами весеннего прироста, срезанными от корневища. До наступления цветения такие виды можно размножать и стеблевыми черенками.
  • Условия успешного укоренения: высокая влажность воздуха, умеренная влажность субстрата и ровная температура в пределах 20-25°С. Субстрат для черенкования должен быть рыхлым и чистым. Основным компонентом служит крупный песок. В качестве добавок (1:2 — 1:3) используют верховой торф, мох-сфагнум, кокосовую стружку, перлит и т.п. Укоренение можно про­водить в открытом грунте на специально подготовленных грядах, прикрытых полиэтиленовой пленкой.
  • Осенью все многолетники, не сохранившие или необразовавшие к этому времени зеленых побегов, необходимо обрезать на уровне земли.
  • Для успешной зимовки рекомендуется профилактическое окучивание или мульчирование. Наиболее капризные виды можно прикрыть слоем древесного листа на высоту 10-20 см. Формы с зимующими листьями укрывают хвойным лапником или иным сухим способом.

Суперкарлики для горки

автор Климов Е.А., фото автора

Рамонда, хаберлея, янкея – представители семейства геснериевых (Gesneriaceae). Они крайне редко встречаются как в природе, так и у любителей дикорастущей флоры. Узкий ареал и медленное вегетативное размножение препятствует их распространению. Род рамонда (Ramonda) включает в себя три вида, произрастающих в основном в Центральной и Южной Европе, в горах на известняковых почвах.

Чаще всего встречается рамонда пиренейская или миконская (Ramonda pyrenaica=R.myconi), описанная впервые в 1604 году. Изредка в Пиренеях попадаются популяции этих растений. Рамонды селятся в расщелинах скал и небольших углублениях, где во время дождей скапливается вода; хотя рамонда хорошо переносит и недостаток влаги.
От холодных ночей, обычных в горах, рамонду защищает бархатистое опушение, с обеих сторон покрывающее почти круглые (5 х 4 см), слегка гофрированные листья с зубчатым краем. Листья собраны по 10-12 штук в розетку диаметром 11-18 см и высотой около 12 см. За сезон у рамонды прибавляется 2-4 листа и столько же отмирает старых, лежащих на поверхности почвы.

Цветёт рамонда пиренейская с июня по июль. На тёмно-буром опушённом цветоносе высотой 5-7 см обычно распускается 2-4 сине-фиолетовых цветка с желтовато-зелёным центром и с оранжевыми тычинками. После цветения пятилепестковый венчик рамонды опадает. Созревшая семенная коробочка бурого цвета, около 2 мм в диаметре.
Ещё более редка рамонда Наталии (Ramonda nataliae), впервые описанная в 1898 году. Она произрастает на известняковых почвах в Македонии и на Балканах. Цветки рамонды Наталии белые или лавандово-голубые, с ярко-жёлтыми тычинками.
Рамонда сербская (Ramonda serbica), описанная в 1855 году, встречается в горах Македонии и Албании. Растёт рамонда сербская только на известняках. Отличается от вышеназванных видов синими цветками с пурпурными тычинками.
У каждой из рамонд известны альбиносные и розовые формы.

Род хаберлея (Haberlea) очень близок к предыдущему. Хаберлея родопская (Haberlea rhodopensis) описана в 1881 году. Родина её – Балканы, каменистые склоны гор Болгарии. Листья у хаберлеи более удлинённые, чем у рамонды, с округлыми зубцами и редким опушением. Листочки хаберлеи собраны в розетки, достигающие 20 см в диаметре. На невысоком цветоносе хаберлеи раскрывается от 1 до 4 синих или розовых цветков, имеющих удлинённый в виде небольшой трубочки венчик с 4-5 зубцами.
Хаберлея Фердинанда-Кобургского (Haberlea ferdinandi-coburgi) с голубыми цветками была описана в 1911 году. Встречается она в горах на севере Болгарии. Опушение на листьях отсутствует, они мелкие и гладкие.

Представитель ещё одного близкого рода – янкея Хельдриха (Jankaea heldreichii),описанная в 1851 году. Встречается янкея на известняковых скалах Фессалии (Греция) и на легендарной горе Олимп.

В альпинарии эти растения следует сажать на слегка затенённых местах, лучше восточной ориентации. Очень хорошо смотрятся они на фоне серых или серовато-розоватых гранитных валунов округлой формы.

Почву для посадки этих суперкарликов для горки готовят из равных частей дерновой и листовой земли, разложившегося торфа, мелких камешков и дроблёного красного кирпича. Растения сажают так, чтобы нижние листья розетки касались почвы, и поливают.Землю под ними закрывают тонкими плоскими осколками гранита. Растения можно не пересаживать 4-7 лет.

В засушливое время (особенно весной) все эти виды необходимо несколько раз полить. Перед цветением их можно немного подкормить калийными и фосфорными удобрениями. Азотные удобрения применять не следует, так как растения начнут “жировать” и зимой могут выпасть. Иногда большой вред им наносят капустная и огородная совки. Поэтому весной в качестве профилактики проводят опрыскивание листьев “Децисом” или “Инта-Виром”.

С наступлением устойчивых холодов эти растения я укрываю лапником – главным образом для того, чтобы уберечь от мышей, так как к морозам эти растения устойчивы.

Подобно многим геснериевым, рамонда, хаберлея и янкея размножаются дочерними розетками, весенним черенкованием листьев и семенами. От материнского экземпляра, не выкапывая его, осторожно отделяю отпрыски, засыпая места срезов древесным углём. Сажаю их на заранее приготовленное место, выдерживая расстояние между растениями около 10 см.
Весной для получения черенков бритвой срезаю листья с максимально длинными черешками. Места срезов присыпаю молотым углём. Черенки помещаю в маленький парник, в смесь равных частей крупнозернистого песка и разложившегося торфа. Листья заглубляю в субстрат на всю длину черешка, располагая их наклонно. Посадки регулярно увлажняю. Через 30-40 дней у черенков появляются корни и формируется миниатюрная розетка. Старый лист не удаляют до осени. На следующий год перезимовавшую розетку можно пересадить на постоянное место.

Интересно получить растения семенным путём. У рамонды семена образуются в июле-начале августа. Важно не пропустить момент раскрытия коробочек, иначе высыпавшиеся мелкие семена будет невозможно найти. Сею семена в глиняные горшочки с песчано-торфянистым субстратом, слегка присыпая лиственной землёй, поливаю и накрываю стеклом. Когда появятся всходы, стекло постепенно сдвигаю, а затем снимаю совсем. В первый год сеянцы очень малы и нуждаются в особом внимании, поэтому лучше держать их дома. Зимой сеянцы поливаю очень осторожно, а горшки помещаю ближе к окну, где температура держится около 10-12 градусов.

Весной полив увеличиваю только тогда, когда будет явно заметен рост листьев. Так же постепенно растения приучаю в яркому весеннему солнцу, а в мае их переношу на постоянное место в саду. В дальнейшем уход за сеянцами такой же, как и за взрослыми растениями.

Сайт о саде, даче и комнатных растениях.

Посадка и выращивание овощей и фруктов, уход за садом, строительство и ремонт дачи – все своими руками.

Рамонда из семян – непросто но можно

Выращивание рамонды из семян – советы

Всем знаком ы обитающие в квартирах прекрасные узамбарские фиалки.

Но их родственники, живущие в открытом грунте, рамонды – не слишком распространены в садах.

Тем ценнее добытый у коллекционеров посадочный материал. И тем быстрее хочется их размножить. Лучше всего – собрать семена и высеять их.

Они мелкие, практически пылевидные, свежие всходят буквально «лесом». Сею осенью по поверхности торфяного субстрата, не присыпая, дренаж — известняк. Посевные емкости — одноразовые коробочки для салатов.

ВСЕ ЧТО НЕОБХОДИМО ДЛЯ ЭТОЙ СТАТЬИ НАХОДИТСЯ ЗДЕСЬ >>>

В них легче сохранить влажность — в процессе проращивания даже минимальное подсыхание может привести к гибели проростков. Всходы — крохотульки, меньше 1 мм в длину.

Растут они медленно, пикировать можно лишь через 4-6 месяцев. Посевы минимум 2 года рекомендуют содержать в теплой лоджии или прохладной комнате. Я доращиваю сеянцы на кусках травертина — известняковой горной породы, соорудив из них эдакую горку в мини-тепличке из пластиковой коробки из-под торта.

При этом важно, чтобы прозрачная крышка хорошо закрывалась. Замешиваю гипс и устанавливаю травертиновые камни в гипсовое основание.

Щели забиваю смесью торфа и вермикулита (1:5), в нее высаживаю сеянцы. Периодически поливаю, проветриваю их. Подрощенные таким образом рамонды легко переносят пересадку, успевают за лето окрепнуть и нормально уходят на зимовку.

Опыт пересадки растений из такой конструкции показал, что вынимаются они довольно просто, с минимальными повреждениями корней.

Почему рамонды мало распространены

Рамонды — растения для тенистой горки, большинство же сооружает каменистые возвышенные клумбы исключительно на полном солнце.

Растут они в кислом субстрате, но на известняках. Как это можно совместить, для многих садоводов — совершенно непонятно.

Рамонда из семян – на фото:

Гипс достаточно гигроскопичен, при поливе забирает лишнюю воду.

Летом «тортик» можно извлечь из емкости и выставить в теневом уголке как единый блок. Самые крупные растеньица лучше рассадить в отдельные контейнеры или на постоянное место на горке.

Растениям уже 1,5 год а, они дали боковые детки.

Представители семейства Геснериевые любят хорошо дренированный кислый грунт с кальцием, но его высокое содержание действует угнетающе и тормозит развитие сеянцев.

© Автор: Наталья ЗАРУЧЕЙСКАЯ, г. Электросталь Московской обл. Фото автора

НА ЗАМЕТКУ: ХАБЕРЛЕЯ ЭТО НЕ РАМОНДА?

Приобрела очень редкое крошечное растение . для альпийской горки — хаберлею. Но этот цветок очень похож на рамонду. Может, это одно и то же растение?

Светлана Солова, г. Санкт-Петербург

— Хаберлея действительно немного напоминает рамонду, но это совершенно разные растения, хотя относятся к одному семейству Геснериевые.

Листья у нее более удлиненные, чем у рамонды, с округлыми зубцами и редким опушением. Они собраны в розетки диаметром до 20 см. УХ. родопской на невысоком цветоносе раскрывается от одного до четырех синих или розовых цветков с удлиненным в виде небольшой трубочки венчиком с четырьмя-пятью зубцами. У X. Фердинанда-Кобургского опушение на листьях отсутствует, они мелкие и гладкие. Цветки голубые.

В альпинарии хаберлею, как и рамонду, следует сажать в слегка затененных местах, лучше с восточной стороны. Очень хорошо смотрятся они на фоне серых или сероваторозоватых гранитных валунов округлой формы.

Почву для посадки готовлю из равных частей дерновой и листовой земли, разложившегося торфа, мелких камушков и дробленого красного кирпича. И хаберлею, и рамонду сажаю так, чтобы нижние листья розетки касались почвы, и поливаю. Землю подними закрываю тонкими плоскими осколками гранита.

В засушливое время (особенно весной) их надо несколько раз полить. Перед цветением можно немного подкормить калийными и фосфорными удобрениями. Азотными не следует, так как растения начнут жировать и зимой могут выпасть. Большой вредим наносят капустная и огородная совки. Весной для профилактики опрыскиваю «Децисом» или «Интави-ром» (все по инструкции). С наступлением устойчивых холодов укрываю лапником. И это больше для того, чтобы уберечь от мышей, так как к морозам эти растения устойчивы.

© Автор: Евгений КЛИМОВ, коллекционер редких растений, г. Струнино Владимирской обл.

Хаберлея (Haberlea) — описание, выращивание, фото

Рамонды и хаберлея

В предверии посевного сезона есть несколько вопросов. Руки чешутся хочется с этой парочкой заморочится, помню высказывания Лёли что очь долго и медленно развиваются сеянцы. Нашла тему от 2004 года где народ обсуждал сеянцы. Хочется знать итог всех танцев с бубнами. Как зимовали первый год? Что живо и здраствует до сих пор? Михаил, Лёля ау ))) Или плюнуть на все это, и купить в европах готовое растение?

Lemming
Москва
06.11.2007
03:39:32

Lemming, я начал эксперимент по укоренению листочков, как советовала Лёля. Весною получил 3 штуки из них 2 дали маленькие “ростки”, а один сгнил, посмотрим, что будет дальше.

Lobscur
Москва-Тверь
06.11.2007
15:44:50

Про укоренение листовых черенков прочитала, вопрос где их достать ))))

Lemming
Москва
06.11.2007
15:48:20

Сеяла рамонду одновременно с Лелей, всходов было много, потом начали выпадать в результате одно растение. Зимовала 2 зимы дома, одну в грунте. К первой зимовке размер 5 копеечной монеты, ко второй около рубля, сейчас 8-10см, несколько розеток, очень надеюсь что нормально перезимует и зацветет. В этом году опять сеять хочу, сербскую и альба-розеа миконскую.

Natalia
Н.Новгород
06.11.2007
17:29:55

Сеяла два раза, до взрослого растения довести не удалось. Всходят лесом, а потом уходят. Больше заморачиваться не буду. Если есть возможность, лучше купить готовое. ИМХО.

marasha
Суздаль
06.11.2007
17:53:59

Я, я! У меня! :))) Одно растение вырастить удалось и оно даже уже зимовало. На травертине. Сейчас см 3 в диаметре. Два года до этого дома на травертине. Общий вывод: дануегонафик. Если учесть, что живьем они быстро разрастаются и элементарно делятся. И никаких листовых черенков не надо, дочерних розеток полно.

Лёля
Москва
06.11.2007
18:27:46

А вот и мои пять копеек – посев р. Наталии прошлой зимой, сейчас сеянцы сидят на травертине по Лёлиной технологии с подсветкой, разрослись до 3 см диаметром(отдельные особи), основной состав около 2 см, много воздушных корешков. Подсвечивать придется на всю зиму.

nmz
Электросталь
06.11.2007
18:39:25

У меня Ramonda myconi разрастается очень медленно. Покупала готовое растение, у нас. Каким было 2-3 года назад, таким и осталось, только цветёт год от года обильнее. <68525> Отлично, совсем без каких-либо повреждений пережило бесснежную зиму с сильными морозами. Семена вяжет в большом количестве, я их собрала и посеяла на природе, на скальном обнажении, с северной стороны скалы, т. е. в таких условиях, где оно возможно и зацепится, если семена прорастут.

Есть ещё две – Ramonda nathaliae и Ramonda nathaliae ‘Alba’. Получены маленькими растениями, диаметром около 2 см, за год подросли до 5-6 см, не больше, зимовали хорошо без всяких укрытий. Поскольку растут очень медленно, лучше поискать готовое растение.

sveta
Tallinn
06.11.2007
19:42:59

Те, что я поделила в мае до одной розетки, зимовать сейчас уходят с двумя-тремя почти все.

Лёля
Москва
06.11.2007
19:52:33

Да, наверно, мне тоже пора её поделить на отдельные розетки.

sveta
Tallinn
06.11.2007
20:01:47

Свет, кстати, ей надо много влаги, несмотря на то, что расти ей положено в каменистых местах. Вот тогда она разрастается хорошо. Это же и к габерлее относится.

Лёля
Москва
06.11.2007
21:21:45

Да, я тоже заметила, что она очень отзывчива на полив, но и недостаток влаги вполне стойко переносит, скукоживается вся в комочек, а польёшь – она сразу оживает, расправляя свои листья.

sveta
Tallinn
06.11.2007
21:51:44

Плюнь на все, купи готовые растения и полюбуйся. А параллельно можешь и с посевными повозиться, глядишь к пенсии и зацветут.

Проблема выращивания сеянцев в том, что перельешь – замокнут, недольешь – завянут. В условиях сада, в который приезжаешь, сеянцы то ли прикрывать от дождей , то ли открывать для дождей.
Мое наилучшее достижение – двулетние сеянецы с 1 см в диаметре были высажены на склон на горке. Когда их смыло: осенними дождями или весенним паводком – я уследить не смог.

Михаил
Москва – Подмосковье
06.11.2007
22:10:19

Лёля, мы уже договорились:)))

marasha
Суздаль
06.11.2007
22:37:30

И мои пол копейки. Купленные однорозеточные хаберлея и рамонда растут у меня два и один сезон соответственно. Прирост есть, но очень небольшой. Растут лицами на север. Любят попить. Пока не цвели. С семенами не заморачивался, да и тебе Lemming не советую:)(скромно).

Искатель
Москва
06.11.2007
22:53:49

Растёт первый год. Та же, что у Светы – из Польских поставок. Ещё не зимовала.
Саш, никого не слушай, сей. Порой важен процесс, а не результат. А результат купишь готовым растением:)

Andrei
S.Peterburg
07.11.2007
03:59:39

Ну да, потом можно бужет гордиться, что сеяла рамонды. :)) А уж если что-то вырастет до взрослого состояния, то ваще. :))

Лёля
Москва
07.11.2007
08:45:15

У меня от посевов рамонды осталась не гордость, а комплекс неполноценности. Ну, не удаётся мне её удержать. Терпения не хватает. А есть ведь отдельые товарищи, которые вырастили. Честь им и хвала.

marasha
Суздаль
07.11.2007
09:39:07

Я девушка не терпеливая, и как говорит супруг должна учиться данному качеству, вот и думала может на них поучиться )))) С этого года есть туфовая горка. С водичкой на ней все должно быть ок, т. к. основание в болоте, думаю по камушкам вода будет поступать и вверх. Раз все сеяли рамонды, возьмусь за хаберлею, поэксперементирую на ней )))))))))) Результат на 99% процентов будет плачевный, но чем черт не шутит ;)

Lemming
Москва
07.11.2007
09:54:47

Я сеяла рамонду. Взошли лесом, потом начали выпадать.
В результате после первой зимовки в плошке сохранились четыре штуки. Были высажены на горку, где и перезимовали вторую зиму. В этом году три штуки то ли дождями смыло, то ли сороки утащили, но осталась одна розетка 2см в диаметре. Пока жива, а дальше посмотрим.

Galina
Мытищи
07.11.2007
11:08:46

Не сеяла, но “воспитывала” едва различимый невооруженным глазом выводок. К августу подросли, но не выдержали моего 10-дневного отсутствия при несоблюдении инструкции по уходу родными – вымокли. Уж лучше б высохли – удивительно как они восстанавливаются.

НивЕ
Москва
07.11.2007
18:37:13

Синюю достать не проблема. Белую – трудно но можно. А где вы розовую возьмёте? ИМХО – сеять надо прмо на травертин и в ОГ. Что останется – то останется.

Лена
Москва
07.11.2007
18:53:23

Я сеяла в прошлом году на прохладном балконе с подсветкой, начиная где-то с января. Результат похожий на всех остальных – из кучи всходов выжило штуки 3 (плошка заросла мхом), максимальный размер был около 0.8 см, высадила на горку (летом девать было просто больше некуда) так и не поняла, живы они или куда-то делись. (скорее второе:(()

Лена К.
Москва
07.11.2007
20:27:40

У нас рамонды чаще выращивают на отвесных вертикальных известняковых стенках с северной или западной стороны. В таких условиях розетка прочно зажата между камнями, буквально вдавлена в щель между ними, распластана, защищена от излишней не желательной влаги. <68663>

sveta
Tallinn
07.11.2007
21:14:05

В Ч. мы видали рамонды как в таких условиях, там и, например, на пологом теневом влажном травертиновом альпинарии. В последнем случае рамондам было явно лучше всего: было полно разномастного разноцветного самосева. Жаль, фоты не вышли из-за погоды.

Суперкарлики для альпинария

Романда, хаберлея, янкея — представители семейства геснериевых (Gesneriaceae). Они крайне редко встречаются как в природе,так и у любителей дикорастущей флоры. Узкий ареал и медленное вегетативное размножение препятствует их распространению.

Род рамонда (Ramonda) включает в себя три вида, произрастающих в основном в Центральной и Южной Европе в горах на известняковых почвах. Чаще всего встречается рамонда пиринейская или миконская(Ramonda pyrenaica=R.myconi).описанная впервые в 1604 году.Изредка в Пиринеях попадаются популяции этих растений.Они селятся в расщелинах скал и небольших углублениях,где во время дождей скапливается вода,хотя рамонда хорошо переносит и недостаток влаги.

От холодных ночей,обычных в горах,её защищает бархатистое опушение,с обеих сторон покрывающее почти круглые(5 х 4 см),слегка гофрированные листья с зубчатым краем.Они собраны по 10-12 штук в розетку диаметром 11-18 см и высотой около 2 см.За сезон прибавляется 2-4 листа и столько же отмирает старых,лежащих на поверхности почвы.

Цветёт рамонда пиринейская с июня по июль.На тёмно-буром опушённом цветоносе высотой 5-7 см обычно бывает 2-4 сине-фиолетовых цветка с желтовато-зелёным центром с оранжевыми тычинками.После цветения 5-лепестковый венчик опадает.Созревшая семенная коробочка бурого цвета,около 2 мм в диаметре.

Ещё более редка рамонда Наталии(Ramonda nataliae),впервые описанная в 1898 году.Она произрастает на известняковых почвах в Македонии и на Балканах.Цветки белые или лавандово-голубые,с ярко-жёлтыми тычинками.

Романда сербская(Ramonda serbica),описанная в 1855 году,встречается в горах Македонии и Албании.Растёт только на известняках.Отличается от вышеназванных видов синими цветками с пурпурными тычинками.

У каждой из рамонд известны альбиносные и розовые формы.

Род хаберлея(Haberlea)очень близок к предыдущему.Хаберлея родопская(Haberlea rhodopensis)описана в 1881 году.Родина её Балканы,каменистые склоны гор Болгарии.Листья более удлинённые,чем у рамонды ,с округлыми зыбцами и редким опушением.Они собраны в розетки,достигающие 20 см в диаметре.На невысоком цветоносе раскрывается от 1 до 4 синих или розовых цветков с удлинённым в виде небольшой трубочки венчиком с 4-5 зубцами.

Хаберлея Фердинанда-Кобургского(Haberlea ferdinandi-coburgi) была описана в 1911 году.Встречается в горах на севере Болгарии.Опушение на листьях отсутствует,они мелкие и гладкие.Цветки голубые.

Представитель ещё одного близкого рода-янкея Хельдриха(Jankaea heldreichii),описана в 1851 году.Встречается на известняковых скалах Фессалии(Греция) и на легендарной горе Олимп.

В альпинарии эти растения следует сажать на слегка затенённых местах,лучше восточной ориетации.Очень хорошо смотрятся они на фоне серых или серовато-розоватых гранитных валунов округлой формы.

Почву для посадки готовят из равных частей дерновой и листовой земли, разложившегося торфа,мелких камушков и дроблённого красного кирпича.Растения сажают так,чтобы нижние листья розетки касались почвы, и поливают.Землю под ними закрывают тонкими плоскими осколками гранита.Растения можно не пересаживать 4-7 лет.

В засушливое время(особенно весной)все эти виды необходимо несколько раз полить.Пред цветением их можно немного подкормить калийными и фосфорными удобрениями.Азотные применять не следует,так как растения начнут жировать и зимой могут выпасть.Иногда большой вред им наносят капустная и огородная совки.Поэтому весной в качестве профилактики проводят опрыскивание децисом или»интавиром».

С наступлением устойчивых холодов растения укрываю лапником.Это делаю главным образом для того,чтобы уберечь от мышей,так как к морозам эти растения устойчивы.

Подобно многим геснериевым рамонда,хаберлея и янкея размножаются дочерними розетками,весенним черенкованием листьям и семенами.От материнского экземпляра,не выкапывая его,осторожно отделяют отпрыски,засыпая места срезов древесным углём.Сажают их на заранее приготовленное место,выдерживая расстояние между растениями около 10 см.

Весной для черенкования бритвой срезают листья с максимально длинными черешками.Места срезов присыпают молотым углём.Черенки помещают в маленький парник в смесь равных частей крупнозернистого песка и разложившегося торфа.Листья заглубляют на всю длину черешка,располагая наклонно.Посадки регулярно увлажняют.Черз 30-40 дней появляются корни и формируется миниатюрная розетка.Старый лист не удаляют до осени.На следующий год перезимовавшую розетку можно пересадить на постоянное место.

Интересно получить растения семенным путём.У рамонды семена образуются в июле-начале августа.Важно не пропустить момент раскрытия коробочек,иначе высыпавшиеся мелкие семена будет невозможно найти.Сеют их в глиняные горшочки с песчано-торфянистым субстратом,слегка присыпая лиственной землёй,поливают и накрывают стеклом.Когда появятся всходы,стекло постепенно сдвигают,а затем снимают совсем.В первый год сеянцы очень малы и нуждаются в особом внимании,поэтому лучше держать их дома.Зимой поливают очень осторожно,а горшки помещают ближе к окну,где температура держится около 10-12 градусов.

Весной полив увеличивают только тогда,когда будет явно заметен рост листьев.Так же постепенно растения приучают в яркому весеннему солнцу,а в мае их переносят на постоянное место в саду.В дальнейшем уход за сеянцами такой же,как и за взрослыми растениями.

Читайте также:  Ирга (Amelanchier) — описание, выращивание, фото
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Agrian.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: